Ммд лечение у детей

Характеристика минимальной мозговой дисфункции у детей

Ммд лечение у детей

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии. Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Как лечить синдром гипервозбудимости у новорожденных? Узнайте из нашей статьи.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера.

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом. Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

  1. Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность. Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.
  2. Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь. Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.
  3. Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
  4. Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.
  5. Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.
  6. Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.
  7. Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы “не слушаются”). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и диарея;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • гиперактивность;
  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Что такое гиперкинетическое расстройство поведения у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу. Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

Далее проверяются рефлекторные способности и моторика. Для нахождения патологий головного мозга проводятся следующие исследования:

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • УЗИ;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно. Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима, то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Как распознать аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный. По статистике, от 30 до 50% “перерастают” этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека “завязано” на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики:

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе.

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше. Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Рекомендации по лечению астенического синдрома у детей вы найдете на нашем сайте.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/m/minimalnaya-mozgovaya-disfunktsiya/u-detej-51.html

Минимальная мозговая дисфункция у детей: диагностика и лечение

Ммд лечение у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей – это совокупность негрубых нарушений центральной и вегетативной нервной системы, которая сопровождается дезадаптацией ребенка в обществе и обратимыми нарушениями в эмоциональной, волевой, интеллектуальной и поведенческой сфере. Для данного синдрома характерно сглаживание симптоматики по мере взросления ребенка или полное ее исчезновение при благоприятных условиях внешней среды.

ММД у детей часто связывается с родовой травмой, приведшей к гипоксии и, соответственно, к формированию некоторых неврологических и психических нарушений преходящего характера.

Дисфункция мозга при этом расстройстве не является противопоказанием к обучению в обычной школе, гимназии, университете, так как, зачастую, дети с ММД хорошо справляются со многими  физическими и психическими нагрузками.

Главным условием является щадящий режим – умеренное умственное напряжение, позволяющее ребенку делать регулярные перерывы для восстановления психоэмоционального баланса.

Обычно, дисфункция головного мозга нормализуется к 7-8 годам, однако бывают случаи ее возникновения в более старшем возрасте (14-16 лет), что говорит о сильных нагрузках на ребенка, из-за которых происходит формирование хронического стресса.

Этиология

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием следующих причин:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Нерациональное питание матери во время беременности;
  • Авитаминоз;
  • Вредные привычки;
  • Слабая родовая деятельность;
  • Стремительные роды;
  • Гипоксия плода;
  • Травмы во время родов;
  • Тяжелые сопутствующие заболевания ребенка (порок сердца, бронхиальная астма);
  • Внутриутробные инфекции;
  • Резус-конфликт между матерью и плодом во время беременности (например, у плода была группа крови «+», а у матери «-»).

Из вышеперечисленных причин можно сделать вывод, что незрелость головного мозга у детей тесно связана с внутриутробной патологией. Поэтому при подозрении на минимальную дисфункцию необходимо провести тщательную беседу как с ребенком, так и с родителями для того, чтобы поставить диагноз ММД.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный и\или прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Всегда ли ментизм является признаком шизофрении?

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку.

Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности).

Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Стволовые структуры и кора головного мозга – мишени при ММД

Незрелость коры головного мозга часто приводит к тому, что ребенок становится вялым и заторможенным. Помимо гиподинамии будет наблюдаться эмоциональная бедность, слабость мышц, нарушение памяти и внимания.

Это связано с дисфункцией стволовых структур мозга, которые в должной степени не оказывают свое влияние на кору больших полушарий, вызывая у ребенка гиподинамический синдром. Дисфункция коры головного мозга приводит к задержке речевого развития (зрр), слабости мышления и развитию судорожных припадков.

ЗРР, в свою очередь, проявляется небольшим словарным запасом, трудностями с воспроизведением и построением длинных фраз.

Главное при обучении такого ребенка – это терпение и разбитие темы на логические части, между которыми можно было бы сделать перерыв для отдыха.

Диагностика ММД

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы.

Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний.

Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

Критерии ММД:

Оценивают три составляющих:

1) Дефицит внимания (4 из 7):

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

2) Импульсивность (3 из 5):

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

3)  Гиперактивность (3 из 5):

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Дифференциальная диагностика

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

Лечение и коррекция

Лечение ММД комплексное и включает в себя психотерапию, медикаментозную и физическую терапию. К лекарственным препаратам прибегают редко, так как с ММД можно справиться при помощи психолога и создания соответствующей обстановки в семье. Ребенку необходимо обеспечить «выход» его энергии в виде ходьбы на спортивную секцию.

Если он малоподвижный и вялый, то также назначаются физические нагрузки, но в умеренном количестве для поддержания жизненного тонуса. С родителями должна быть проведена беседа о том, как правильно нужно относиться к своему ребенку. Ему нельзя излишне потакать, но и применять грубую силу не стоит.

Необходимо помочь ему выработать правильный режим дня, ограничить времяпрепровождение за компьютером и телефоном, больше проводить с ребенком времени и играть с ним развивающие игры. Если у него наблюдаются проблемы с речью – нужно обратиться к логопеду.

Причем чем раньше родители обратились к специалисту, тем быстрее восстановится речевое развитие. К сожалению, диагностируют ММД редко, хотя встречается она довольно часто. Последствия нелеченой дисфункции выливаются в невротические расстройства, психозы, депрессии.

И уже при таком запущенном ММД применяют нормотимики, седативные,  антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики в зависимости от клинической картины заболевания. Прогноз, как правило, благоприятный.

Синдром минимальной мозговой дисфункции: лечение ММД у детей

Ммд лечение у детей

Услышав после посещения детского невролога диагноз ММД, многие родители хотят разобраться, что это за болезнь и чем она грозит ребенку. В неврологии патология относится к разряду перинатальных энцефалопатий. Аббревиатура расшифровывается – минимальная мозговая дисфункция.

Диагностируется у 20% детей, достигших 6-7-летнего возраста. Преимущественно выявляется в процессе планового врачебного осмотра.

ММД – это такое нарушение функциональности мозга, которое незначительно влияет на физические данные и психическое здоровье ребенка, что позволяет говорить о благоприятном прогнозе.

Определение заболевания

ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.

Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме. Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит.

Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями.

Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии.

Основные общие симптомы ММД:

  1. Моторная дисфункция в легкой форме.
  2. Гиперактивность. Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте. Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
  3. Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
  4. Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
  5. Трудности при запоминании новой информации.
  6. Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
  7. Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Причины, вызывающие мозговую дисфункцию

Основные причины, провоцирующие минимальную мозговую дисфункцию, диагностированную у детей – патологии внутриутробного развития, травмы, полученные в результате расстройства родовой деятельности (аномальные значения силы, интенсивности, ритма сократительной активности мышц матки).

Типичные осложнения патологических родов: гипоксия (кислородное голодание) с последующей ишемией мозга, родовые травмы (повреждения костных и мягких тканей), инфекционные поражения плода. Родовые травмы почти всегда вызывают сбои в работе периферической и центральной нервной системы новорожденного.

Другие причины возникновения:

  • Перенесенные матерью на любом этапе жизни соматические (телесные) болезни, сопровождающиеся хронической интоксикацией.
  • Наследственная предрасположенность, в том числе алкогольная и наркотическая зависимость родителей.
  • Нарушение процессов метаболизма.
  • Патологические состояния при беременности, в том числе токсикоз, угроза прерывания.
  • Перенесенные матерью в период беременности инфекционные заболевания, протекающие в острой форме.
  • Аномальное течение родов, в том числе нарушение родовой деятельности, стремительные роды.
  • Недоношенное состояние плода, нарушение функций жизнедеятельности. Недоношенный плод не готов к родовому процессу. В результате повышается риск повреждений.

Нанести существенный вред здоровью будущего ребенка могут инфекционные поражения матери с мало выраженной симптоматикой – токсоплазмоз, цитомегалия, хламидиоз, сифилис.

Лечение

У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:

  • Снотворные средства. Нормализуют сон.
  • Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
  • Антагонисты дофаминовых рецепторов (Галоперидол, Галоприл, Сенорм). Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.

Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу.

ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция помогут предотвратить негативные последствия.

Источник: https://golovmozg.ru/zabolevaniya/sindrom-minimalnoj-mozgovoj-disfunktsii

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Ммд лечение у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы.

У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д.

Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году.

ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают.

Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения.

Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка.

В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч.

сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч.

усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч.

при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС.

В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией.

Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии.

В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром.

На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы.

Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах.

Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива.

В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть.

При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития.

Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.

Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография.

КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники.

Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения».

Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день.

В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин).

Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают.

Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко.

Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов.

Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/minimal-brain-dysfunction

Терапевт Федосеев