Медикаментозное лечение дислексии у детей

Лечение дислексии. Как выбрать правильную методику коррекции?

Медикаментозное лечение дислексии у детей

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они “нормальные”, а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе.

У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением.

При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении.

Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методики лечения. Читайте подробнее о типах дислексии >>>

Зависимость от причин

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин.

Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические  проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Лечение дислексии

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг.

Родители могут обратиться к частному логопеду, но в крупных городах и районных центрах есть логопеды в государственных и муниципальных центрах помощи детям, также логопеды могут работать и в специализированных и обычных школах, поскольку проблемы речи разного плана и степени сложности достаточно распространены.

Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением.

Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни.

Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать “отлынивать” от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Владимир Маяковский, Федор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней — вот далеко не полный список известных всему миру людей, имеющих диагнозы дислексия или дисграфия. Что позволило этим людям, имея такие серьезные нарушения, стать выдающимися людьми? Они развивали свои сильные стороны.

Метод Рональда Дэйвиса

В интернете есть предложения о лечении дислексии по методу Дэйвиса. Дэйвис, будучи известным архитектором, занимался исследованием проблемы дислексии, потому что сам страдал этим нарушением. Лечение возможно как в России, так и в зарубежных центрах.

Занятия у логопедов

Как мы уже отметили, логопеды есть в школах и центрах помощи детям с нарушением речи, но также возможны и частные занятия, в том числе через интернет, по Skype. Средняя стоимость занятия 450-600 рублей, в зависимости от сложности проблемы.

Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5022

Дислексия – Полисмед

Медикаментозное лечение дислексии у детей

Дислексия – это функциональное заболевание, которое часто встречается у детей и проявляется в невозможности усвоить процесс чтения ребёнком. Выражается оно в частом допущении ошибок стойкого характера. Заболевание в 80% случаев сопровождает больного всю жизнь.

Виды дислексии и причины её возникновения

Виды дислексии напрямую зависят от причин, которые вызывают это заболевание, степени искаженности восприятия и воспроизведения больным информации.

Виды проявления дислексии следующие:

  • травматическая дислексия. Возникает она в результате травмы головного мозга, или тех его участков, которые отвечают за чтение и написание;
  • наследственная. Такой вид дислексии считается функциональным, не связанным с серьёзными нарушениями работы головного мозга. Дети, страдающие этой дислексией, не могут читать порой до 4-5 классов. Так же у них возникают сложности с пониманием написания и восприятия устной речи;
  • дислексия, обусловленная нарушением гормонального развития  ребёнка, которая развивается на самых ранних стадиях развития, точнее, во время внутриутробного формирования плода.

Признаки и симптомы заболевания

Дислексия выражается по-разному у каждого ребёнка. Перечислим самые распространённые симптомы заболевания:

  • числовая и буквенная непоследовательность, при которой ребёнок путает порядок написания букв или чисел;
  • слуховая форма дислексии, при которой больной слышит звуки не так, как они выявляются, то есть не распознаёт разницу между звуками и соответствующими им буквами;
  • трудность написания букв, которое тоже является расстройством, и носит название – дисграфия.

Осложнения при заболевании дислексией

Дислексия приводит к ряду проблем. Некоторые из них мы сейчас перечислим:

  • чтение является самым необходимым навыком в учёбе. Большинство школьных предметов не могут быть достаточно хорошо усвоены детьми, больными дислексией. У ребёнка снижается успеваемость;
  • на фоне того, что ребёнок может чувствовать свою неполноценность по сравнению с ровесниками, возникают проблемы с общением. Низкая самооценка приводит к тревожности, нервному поведению и скрытности;
  • взрослые люди, страдающие этим заболеванием, испытывают сложности с самореализацией. Неумение воспринимать, а так же использовать информацию, мешает развитию заложенного в человеке потенциала. Это может негативно сказаться на дальнейшем обучении, на реализации себя в разных сферах деятельности, как в социуме, так и в бизнесе.

Диагностика дислексии

Заболевание трудно диагностируется, потому что родители часто не подозревают, что ребёнок их может быть болен. Когда становится очевидным, что успеваемость падает, коммуникабельность не развивается, ребёнок замыкается и отстаёт от сверстников, родителям следует обратиться к врачу.

Доктор назначит обследование, определяющее отклонение от нормы, которое будет включать в себя анализ восприятия ребёнком на слух чужой речи, речевых навыков и способностей к чтению.

Опытные психологи проведут ряд тестов для выявления того, насколько ребёнок понимает текст во время прослушивания, чтения и написания. Всё это необходимо для того, чтоб подобрать наиболее оптимальное лечение в каждом конкретном случае.

Методы лечения дислексии

Надо сразу признать, что дислексия – болезнь, с которой придётся бороться всю жизнь. Лечением этого заболевания традиционно занимаются логопеды и психологи. Оно направлено на коррекцию поведения во время учебного процесса и на адаптацию его в социуме.

Лечение включает в себя:

  • обучение слов и раскладку их на составные части, с последующим распознаванием пройденного уже разобранного слова;
  • тренировку познавательных навыков, путём повторения пройденного материала и пересказа его своими словами;
  • расширение словарного запаса и обучение тому, как использовать слова на примере сложения коротких предложений или простых словосочетаний;
  • обучение навыку чтения и закрепление его;
  • применение корректирующих упражнений, целью которых является развитие зрительного и слухового восприятия.

Лекарства и препараты при лечении дислексии

Для лечения дислексии не используются какие-либо специфические медицинские препараты. Лечением этого заболевания занимаются логопеды и психологи. На усмотрение докторов, некоторым пациентам назначают лёгкие успокаивающие средства.

Лечение заболевания народными средствами

Лечение дислексии народными средствами подразумевает укрепление нервной системы ребёнка, поскольку он неизбежно страдает неврозами. Психическая неустойчивость и неуравновешенность с успехом лечатся травяными настоями:

  • корни валерианы, листья мяты перечной, цветы ромашки, взятые в равных частях, кипятят и настаивают полчаса. Процеживают и принимают за полчаса до еды по 1 чайной ложке в течение 3 недель;
  • крапива двудомная, экстракт элеутерококка, трава сушеницы, листья мелиссы, трава пустырника и кукурузные рыльца, взятые в равных частях, перемешивают. Одну чайную ложку полученной смеси заливают 200 мл кипятка, настаивают 25 мин. Процеживают и пьют в течение дня в виде чая;
  • настойку аралии и настойку пиона принимают следующим образом: аралия — 2 капли настойки должны соответствовать 1 году жизни ребёнка, пион – 4 капли настойки должны соответствовать 1 году ребёнка.  Настойку аралии принимают утром и днем до еды с 50 мл воды. Настойку пиона принимают вечером или непосредственно перед сном с 50 мл воды;
  • принимать настойки одновременно не следует. После каждого курса лечения настойкой делать двухмесячный перерыв. Курс лечения длится не более 4 недель.

Побочные эффекты при лечении дислексии

Поскольку, лечение заболевания не подразумевает использование медикаментозного вмешательства и основывается на применении средств народной медицины, то и побочных эффектов, как таковых, не наблюдается. Следует лишь верно следовать инструкциям во время употребления спиртовых настоек. И хранить их в недоступном для детей месте.

Профилактика заболевания

Профилактику дислексии следует начинать с раннего детства, когда ребёнок делает лишь первые попытки познания окружающего его мира. Огромное значение имеет отношение родителей к развитию у ребёнка зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, мелкой моторики, аналитического мышления.

Особое значение нужно придавать выявлению и преодолению таких проблем как нарушение произношения звуков и неумение выстроить логическую цепочку в речи. Надо читать вместе и писать, поясняя при этом, в чём ребёнок допустил ошибку.

Не меньшее значение следует придавать грамотности, следить за орфографией, разбирать ошибки и исправлять их.

 Диета при заболевании дислексией

Никакой особой диеты это заболевание не требует. Питание должно быть сбалансированным и акцентированным на рост юного организма. Однако, следует обратить внимание на поведение ребёнка во время еды.

И стараться ненавязчиво акцентировать его внимание на том, что именно, и в какой последовательности он ест. А после попросить пересказать это кому-либо из родных.

Такие манипуляции будут способствовать развитию у больного концентрации внимания и укреплению памяти.

Особенности заболевания дислексией у беременных

Огромное значение в воспитании больного дислексией, особенно в первые годы жизни имеет влияние родительского авторитета. Очень похвально если взрослый человек – отец или мать занимаются самовоспитанием, чтоб вырастить сына или дочь достойным человеком.  

Однако, учёные давно пришли к выводу, что фундамент в воспитании закладывается в те 9 месяцев, которые он проводит в утробе матери. Именно там, глазами матери, ребенок смотрит на мир и получает первую информацию о нём. Это возлагает огромную ответственность на будущую мать. Она в состоянии привить ему всё то прекрасное, что встретит маленький человек в своей будущей жизни.

Если мать читает, наблюдает за природой, много гуляет, старается получить максимум положительной информации, общается с добрыми, интересными людьми, то и ребёнок переживает это вместе с ней. А такой подход в значительной степени исключает множество различных заболеваний у младенцев, том числе, и дислексию. 

Источник: https://polismed.ru/disleksia.html

Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей

Медикаментозное лечение дислексии у детей

Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

Причины дислексии:

Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

Виды дислексии:

Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

Выделяют 6 типов заболевания:

Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

Фонематическая, выделяют две формы. Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).

Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова.

Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая дислексия.

При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

Симптомы дислексии:

Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

Основные:

Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Дополнительные:

Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

Методики коррекции и лечения дислексии:

Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста.

Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками.

При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает.

Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами.

Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки.

Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать.

Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А.

Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии».

В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • рядоговорение;
  • ритмы;
  • субтест «повторение цифр»;
  • кулак-ребро-ладонь.

Профилактика дислексии:

Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов.

Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия.

Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

Игры для профилактики дислексии:

Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

«Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.

proaist.ru

Источник: https://mama.md/news/deti/disleksiya-%E2%80%93-vidy-priznaki-i-lechenie-bolezni-u-detey-r13989/

Лечение дислексии

Медикаментозное лечение дислексии у детей

Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности.

Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится.

Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту.

Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности.

С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

Коррекция дислексии по типам нарушения

Расстройства зрения

Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников.

При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно.

В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем – испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями».

Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания.

 При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения.

Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

Собственно дислексия (неспособность к обучению)

Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения. 

Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении.

Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя.

Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением. 

Перспективы излечения дислексии

При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают.

Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление.

Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

Задать вопрос на форуме

Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

Резида   28 декабря 2018 года

Ответить Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в…

Наталья   2 ноября 2018 года

Ответить Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)

Оксана   23 июня 2018 года

Ответить Моему сыну 7,5 лет, идет во второй класс. Он очень плохо читает несмотря на каждодневные тренировки, может пропустить слово, или начать читать его с конца, придумывает окончания, путает местами…

Анастасия   28 августа 2017 года

Ответить Мой ребёнок делексик. Что я читаю, не те симптомы мы живем в Канаде . Нам ни кто непомагает. Ответьте, пожалуйста. (1)

Алана джекоб   20 августа 2017 года

Ответить Здравствуйте…сыну 12 лет таже проблема. .хотя только сегодня узнала с чем это связанно. Обидно за него.потому что мы все его ругали незная истиную проблему. Надеюсь наверстать упушенное. Сегодня…

Танзила   22 июля 2017 года

Ответить Добрый день! Моей дочке 12 лет она плохо читает, потому что путает буквы: с и л, н и д. Когда называет буквы в слове все правильно начинает читать то путает. Начиная читать вспоминает буквы, хотя в…

наталия   1 июля 2017 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/disleksiya/lechenie-disleksii.html

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Медикаментозное лечение дислексии у детей

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Источник: http://karkusha.su/disleksiya-u-detey-prichinyi-i-lechenie/

Терапевт Федосеев