Лечение повышенной тревожности у детей

Тревожность у детей: причины, симптомы и лечение

Лечение повышенной тревожности у детей

В статье пойдет речь о тревожности у детей, от младенцев до старшеклассников. Симптомы тревожности у детей, причины, лечение и последствия детской тревоги.

Чувство тревоги знакомо и детям, и взрослым, но у детей, только познающих окружающий мир, оно встречается гораздо чаще. Тревога возникает как естественная реакция организма на возможную опасность, неопределенную ситуацию или какие-либо конкретные обстоятельства.

Носит она эпизодический характер и после устранения причины, вызвавшей тревожное состояние, проходит. Но в ряде случаев ощущение тревоги у детей становится постоянным, фоновым, что дает основание говорить о повышенной тревожности, как клинически устойчивом состоянии.

Причины тревожности у детей

Развитие у детей тревожности может быть спровоцировано различными факторами:

  • реальными событиями, оставившими в душе ребенка тяжелый след (развод родителей, смерть близких, потеря любимого питомца);
  • тревожностью родителей, вызванной потерей ими работы или сложной ситуацией на рабочем месте;
  • финансовыми и имущественными проблемами, бытовыми неурядицами;
  • конфликтной атмосферой в семье, сопровождающейся «перетягиванием» детей на сторону того или иного родителя;
  • разным, порой противоречивым подходом к воспитанию со стороны родителей, бабушек и дедушек;
  • завышенными требованиями к ребенку, постоянным его сравнением с более успешными детьми;
  • чрезмерной опекой, лишающей детей самостоятельности и порождающей страх остаться или решать вопросы самим;
  • унижением детей, подчеркиванием их бесправности и зависимости от взрослых;
  • сменой окружающей среды (переезд на новое место жительства, перевод в другой детский сад или школу);
  • влиянием телепередач, порождающих чувство страха, опасности, возможности повторения экранных событий в жизни.

Особо возрастает риск развития повышенной тревожности в случае, если некоторые из этих причин накладываются друг на друга, многократно усиливая эффект воздействия.

Симптомы тревожности у детей

Признаки повышенной тревожности у детей в каждом возрасте проявляются по-разному.

До года

Тревожность у младенцев до года связана, в основном, с состоянием здоровья (родовые травмы, воспалительные заболевания, болезни нервной системы). Проявляется оно беспокойством, плачем, снижением аппетита, плохим сном. В случае устранения первопричины состояние ребенка стабилизируется.

Фото Irina Murza on Unsplash

Младший дошкольный возраст

Тревожность в младшем дошкольном возрасте определяется первым опытом встраивания в общество. Если у малыша не складываются отношения с другими детьми, он становится капризным, слезливым, вечером долго не засыпает, боится темноты, грызет ногти, крутит волосы.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего дошкольного возраста боятся быть забытыми родителями в детском саду, отвергнутыми другими детьми. Внешне проявления тревожного состояния у таких детей могут быть не очень заметными: они ведут себя примерно, не шумят.

Но воспитателей и родителей должно насторожить то, что ребенок замкнут, при разговоре с ним старается не смотреть в глаза, часто плачет, ожидая маму. У таких детей занижена самооценка, они считают себя некрасивыми и глупыми, нередко они страдают недержанием мочи и кала.

Школьники

Серьезным стрессом для детей является поступление в школу, где все ново, непривычно. Появляются новые обязанности и возрастают требования: необходимо готовить уроки, выходить отвечать к доске, показывать свое знание или незнание перед всем классом. Более строгими становятся родителями, ужесточается режим дня, нет прежней возможности свободно гулять, играть и ни о чем не заботиться.

Фото Scott Webb on Unsplash

Если адаптация к новым условиям проходит не очень успешно, спустя некоторое время у школьника начинают проявляться признаки растущей тревожности: повышенная утомляемость, плохая концентрация, неуверенность в своих силах, робость, беспокойное поведение, плохой сон. Он начинает обманывать, не хочет идти в школу, встречаться с одноклассниками.

У него могут возникнуть проявления физиологического характера: головные боли, плохой аппетит, тошнота, боли в животе и желудочные расстройства, повышение температуры, потливость, тремор конечностей. Часто такое случается перед контрольными работами, после каких-либо инцидентов в школе, перед родительскими собраниями.

Фото Sammie Vasquez on Unsplash

Старшеклассники

У старшеклассников ощущение тревожности проявляется чрезмерно эмоциональной реакцией на отношение к себе окружающих, болезненным стремлением к самоутверждению среди сверстников, страхом перед трудностями, неспособностью сконцентрироваться при выполнении заданий. Усилению симптомов способствуют возрастные гормональные изменения, происходящие в организме подростков.

Лечение и профилактика детской тревожности

Справиться с повышенной тревожностью у детей можно только на основе комплексного подхода к лечению. Причем комплексность здесь предполагает не столько многообразие лекарственных препаратов и физиотерапевтических процедур, сколько различные методики психологического воздействия, являющегося основой лечения.

По мнению врачей-психотерапевтов, определяющую роль в устранении тревожности у детей играют родители. Проанализировав и откорректировав используемые методы воспитания и собственное поведение, они могут помочь сыну или дочери справиться с состоянием повышенной тревожности. Что для этого нужно:

1. Вернуть ребенку уверенность в себе

Чаще отмечать его успехи, делать это искренне, в присутствии других членов семьи или друзей. Стараться излишне не критиковать, особенно публично и на повышенных тонах. Замечания делать спокойно, без крика, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Не повторять бесконечно одни и те же замечания, потому что они быстро превращаются в назойливый фон и перестают восприниматься.

Фото Kelli McClintock on Unsplash

Не сравнивать детей, склонных к тревожности, с более способными и успешными в тех или иных областях сверстниками, так как это может полностью лишить их веры в свои силы и возможности. Не менее вредно, говоря о поведении или учебе, причислять их к неудачникам или злостным нарушителям.

Ни в коем случае не наказывать ребенка за страхи. Нужно вместе с ним разобраться в причинах, попытаться разъяснить ребенку необоснованность страхов, в шутливой и игровой форме научиться побеждать их.

2. Откорректировать внутрисемейные отношения

Избегать конфликтов, тем более, втягивать в эти конфликты детей. Не делать их заложниками «взрослых» проблем, не формировать у них чувство вины за неудавшуюся личную жизнь, несостоявшиеся профессиональные достижения, утраченную молодость и истрепанные нервы родителей.

Фото Xavier Mouton Photographie on Unsplash

Как можно чаще проводить с детьми свободное время, выезжать на природу, заниматься совместным творчеством. Важно постоянно интересоваться их успехами, поддерживать в неудачах, доверительно говорить о беспокоящих их проблемах.

3. Снять напряжение

Использовать методики для расслабления, снятия психоэмоционального и физического напряжения.

В младшем возрасте это может быть телесный контакт (объятия, прикосновения, поглаживания), в более старшем — релаксация, дыхательные упражнения, уход за животными.

Чтобы не провоцировать страхи и рост напряжения, ограничить просмотр фильмов и телепередач, содержащих сцены жестокости, насилия, убийств.

Медицинская и психотерапевтическая помощь

В тех случаях, когда тревожность принимает затяжной и тяжелый характер, врачом-психиатром назначаются различные медицинские препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные средства. По показаниям могут использоваться внушение, гипноз, другие методы психотерапевтического воздействия.

Последствия тревожности у детей

Эмоциональная нестабильность, беспокойство и неуверенность в своих силах негативно влияют на интеллектуальное развитие детей, тормозят их познавательную активность, нарушают способность к принятию самостоятельных решений.

Фото Annie Spratt on Unsplash

Длительное пребывание в состоянии повышенной тревожности может привести к снижению иммунитета, нарушению гормонального баланса и развитию серьезных патологических процессов в организме: гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, неврозам, психозам, заболеваниям сердца, почек, желудочно-кишечного тракта.

При отсутствии лечения детская тревожность может со временем закрепиться и привести к формированию тревожно-невротического типа личности, не способной адаптироваться в обществе, склонной к одиночеству и депрессиям. Не допустить этого – общая задача родителей, педагогов, профильных специалистов.

Источник: https://psyocentr.ru/blog/trevozhnost-u-detej-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Повышенная тревожность детей и подростков

Лечение повышенной тревожности у детей

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций.

Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик.

Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью.

При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников.

До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Повышенная тревожность детей и подростков

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы.

Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу.

Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества.

Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул.

Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом.

Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности.

На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями.

Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая.

Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности.

При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу.

Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера.

Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя.

Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.

Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах.

Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски).

Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/increased-anxiety

Как бороться с тревожностью у детей: советы психолога

Лечение повышенной тревожности у детей

В тот или иной момент жизни каждый из нас может испытывать тревожность и это вполне нормально.

Но если взрослым хорошо знакомо это чувство и они умеют с ним справляться, то у детей все намного сложнее. Тревожность может действовать на них разрушающе, поэтому важно вовремя принять меры.

О том, как помочь своему ребенку и восстановить гармонию в семье, рассказала клинический психотерапевт Линн Лайонс.

Тревожность – это состояние обеспокоенности, которое свойственно и взрослым, и детям. Оно формируется в префронтальной коре, которая помогает нам решать проблемы и воображать те или иные ситуации.

Под влиянием тревоги мы представляем, что может случиться, и в голове возникают не самые приятные картинки.

Эти послания об опасности попадают в амигдалу – более примитивную часть мозга, которая с попаданием подобного сигнала включает систему защиты и передает соответствующие сигналы телу.

Подобная система защиты создана, чтобы помогать нам в опасных жизненных ситуациях, но проблема в том, амигдала не может распознавать реальную и воображаемую опасность.

Вот и получается, что бороться не с чем, а организм находится «на низком старте».

Если много и долго прокручивать в голове одну и ту же ситуацию, то организм среагирует на физическом уровне – краснота, напряжение, повышенное потоотделение и учащение сердцебиения.

Мозг буквально кричит: «Мы в опасности!», хотя объективно вокруг все хорошо и спокойно. Именно поэтому стоит учиться контролировать свою тревожность и не допускать подобных ситуаций.

От родителей к детям

Ни для кого не секрет, что дети очень часто «зеркалят» поведение и эмоции родителей. Если родители часто тревожатся и переживают, это обязательно скажется и на поведении детей.

Такая мама будет постоянно транслировать ребенку мысль, что что-то не так, заставляя его нервничать и переживать. В итоге дети часто расстраиваются из-за каждой мелочи и очень неуверенны в себе.

Из таких тревожных детей вырастают такие же тревожные взрослые.

Важно: когда ребенок тревожится и вы успокаиваете его словами и советами, то не даете возможности развить внутреннюю уверенность. Вместо этого предложите ему найти ответ внутри себя: «Кажется, ты стал слишком забывчив, мы уже говорили на эту тему, попытайся вспомнить». Так вы поможете сформировать внутреннюю уверенность.

Как освободиться от тревожности

Главное, что нужно донести тревожному ребенку – переживать это нормально. В жизни бывают разные ситуации и это тоже нормально, нужно просто научиться их решать. Объясните, что все нервничают в незнакомой обстановке и переживают что-то не слишком приятное. И расскажите, как справляться с подобным беспокойством.

Шаг первый: понять, что именно тебя тревожит

Предложите ребенку прочувствовать и осознать свою тревогу. Он должен сформулировать, что именно вызывает у него внутренний дискомфорт, но надолго концентрироваться на этой мысли не стоит, важно просто ее осознать. Это поможет «поймать» момент зарождения тревоги и научиться справляться с ней на самом раннем этапе. И эта схема будет работать во всех аналогичных ситуациях.

Шаг второй: «достать» тревогу наружу

Когда тревога появилась и ребенок осознал ее, важно создать некую дистанцию между ней и собой. Можно попробовать обратить ее в шутку, к примеру, дать смешное имя или представить в виде того или иного сказочного персонажа. Вы можете буквально предложить ребенку нарисовать на бумаге свою тревогу, а потом вместе посмеяться над ее потешным видом.

С подростками такой подход не всегда работает, поэтому говорите с ними на более взрослом языке.

«Я хочу научить тебя дистанцироваться от своих тревожных мыслей, когда ты взглянешь не нее со стороны, то станешь намного увереннее в себе».

Предложите представить тревогу в виде неприятного и надоедливого человека, который постоянно докучает своими советами и предложите ответить ему в том же духе.

К примеру, одна из моих пациенток представляла свою тревогу в виде противной старушки, которая сидела у нее на плече и постоянно поучала ее. И тогда она буквально брала ее двумя пальцами и сбрасывала подальше, – рассказывает автор.

К слову, прием с именами и персонажами для тревожности хорошо работает и со взрослыми.

Шаг третий: сделайте тревогу предсказуемой

Мы уже научились осознавать тревогу и доставать ее изнутри, а теперь нужно научиться предсказывать ее появление. Нет, не нужно постоянно ждать ее. Просто примите, что есть ситуации, в которых она непременно возникнет, просто так работает наш мозг.

Поводы для тревоги могут быть очень разными: кто-то боится высоты или замкнутых пространств, кто-то – выступления перед незнакомыми людьми, а кто-то – пауков. Но механизм формирования тревожности во всех описанных ситуациях одинаков. Поэтому при появлении тревоги можно попробовать сделать «шаг назад» и осознать мысль, которая раздражает амигдалу и запускает последующие реакции.

В каждой незнакомой ситуации тревога пытается вернуть вас в зону комфорта, но вы должны научить ребенка встречаться с ней более спокойно: «Да, ты появилась, потому что я иду в новый класс и переживаю. Что ж, ты вовремя». Это поможет ему «приручить» свою тревогу и воспринимать ее более спокойно.

В работе с детьми хорошо помогают карточки.

Попросите его написать на них три вещи, которые чаще всего говорит им тревога (эта собака может тебя укусить/в новом классе у тебя не будет друзей/ты обязательно забудешь стихотворение во время выступления), а теперь переверните их и на каждой напишите ответ тревоге.

Они не должны быть слишком просты, вроде «Эта порода собак не кусается», лучше отвечать так: «Тревога, ты предсказуема, и ты мешаешь мне заводить новых друзей».  Детям очень нравится такая игра, они даже носят эти карточки всегда с собой и уверены, что им всегда есть что ответить тревоге и переживаниям.

Шаг 4: проигрывайте неприятные ситуации

Единственная возможность эффективно справляться с тревогой – практика. Если вы будете идти за этими эмоциями, то мозг будет получать подтверждение, что опасность на самом деле есть. А нужно создать противоположный опыт – опыт действий в ситуациях, когда ты нервничаешь или неуверен в себе. Для этого для начала нужно позволить ребенку побывать в таких ситуациях.

Вначале попытайтесь вместе приблизиться к стрессовой ситуации, чтобы в мозг поступил сигнал об опасности. Тревога требует к себе максимально серьезного отношения, а мы поступим по-другому, отнесемся к ней легко и позитивно.

Младшим предлагайте небольшие сюрпризы или наклейки в качестве награды за любые успехи, с более старшими можно играть в ролевые игры – где сначала тревогу изображает ребенок, а потом – вы.

Так ребенок учится отвечать тревоге и этот навык отложится у него в мозгу.

цель подобных упражнений – научиться ощущать комфорт в дискомфорте. Перед походом в новый класс проговорите с ребенком, что говорит ему его тревога и что он ей отвечает. Он должен понять, что в такой ситуации переживать нормально, главное держать эмоции под контролем и не идти у них на поводу.

Да, подобные тренировки всегда требуют времени. Сначала вы проговариваете ситуацию, потом пробуете подойти к ней и анализируете поведение, когда все закончилось. И эти навыки обязательно помогут ребенку по жизни, ведь они учат осознавать свои чувства и справляться с ними в любых ситуациях.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a1fcdd879885e4727544362/5d1f2d045a15c200c0fb2198

Тревожный ребенок: как помочь

Лечение повышенной тревожности у детей

24.01.2020

4

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств. 
 

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание. 

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее. 

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности. 

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью. 

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.  

2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах. 

3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение. 

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним. 

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

 Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня. 

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом. 

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его  справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно». 

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Источник: https://www.sleep-expert.ru/blog/vospitanie/trevojnyiy_rebenok_kak_pomoch/

Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?

Лечение повышенной тревожности у детей

Среди разнообразных запросов, с которыми обращаются родители к детскимподростковым психологам, с чем я сталкиваюсь в своем кабинете, особое место по актуальности занимают запросы, связанные с теми или иными видами тревожных расстройств у детей.

Замечали за своим ребенком такие моменты как грызение ногтей, обкусывание губ, когда ребенок настойчиво и чрезмерно теребит  в руках какой-либо предмет? Это только малая толика примеров того, как тревога живет в наших детях. Зачастую мы не придаем серьезного значения подобным и другим сигналам в поведении наших детей.

Вместе с тем, как показывает практика, нередко такие звоночки могут говорить о наличии серьезной проблемы у нашего ребенка.

В личности каждого из нас присутствует нормативная тревога, связанная с самыми разными причинами.  Например, вы пришли сдавать экзамен. Конечно, определенная доля волнения и тревоги будет в вас присутствовать.

В подобных ситуациях нормативное здоровое волнение активизирует вашу личность, переключает  в состояние боевой готовности: реакции становятся более быстрыми, мозг лучше соображает.

  Экзамен сдан, вы получили хорошую оценку – и постепенно возвращаетесь обратно в свое привычное спокойное состояние.

Вместе с тем бывают и такие случаи, когда уровень тревоги зашкаливает выше нормативного, когда вроде и нечего тревожиться, а человеку страшно, неспокойно, он ощущает себя не в безопасности.

Так бывает  с нашими детьми и подростками: в некоторых случаях повышенная тревожность мешает им жить, учиться, дружить.

Переживание тревоги переходит границы дозволенного, становится помехой для нормальной жизни.

Чрезмерная тревожность у детей находит выражение в разных особенностях поведения. Перечислим лишь некоторые из часто встречающихся вариантов:

  • разнообразные фобии, то есть  чрезмерные  страхи, например,  незнакомых людей, собак, школы;
  •  навязчивости в формах навязчивых мыслей или навязчивых действиях, самая крайняя форма развития подобных особенностей – обсессивно-компульсивное расстройство личности. Сами дети с навязчивыми мыслями описывают этот феномен как постоянно повторяющиеся мысли у себя в голове, как будто определенные идеи или образы помимо воли ребенка сами врываются в голову наподобие пресловутой фразы  «не думать о белой обезьяне». Навязчивые действия проявляются в тех случаях, когда ребенок придумывает определенные ритуалы, помогающие ему успокоиться, переключить свою излишнюю тревогу на повторяющиеся действия.  Например, после выхода из дома в школу несколько раз проверить, взят ли дневник с собой;
  • панические приступы или атаки.

В ряде ситуаций тревожность ребенка и подростка нормативно усиливается, когда подъем энергии необходим для активизации ресурсов личности ребенка при адаптации к новым условиям: переход из сада в школу или из начальной школы в среднее звено, переезд, конфликты в семье, школьные проблемы (неуспеваемость, отвержение ровесниками и прочее). Однако кто-то из детей с течением времени справляется с подобными стрессовыми ситуациями, требующими приспособления к изменившимся условиям, а кто-то застревает и начинает нуждаться в помощи в преодолении трудностей.

Каждый ребенок выбирает разные формы выражения и сбрасывания излишнего груза тревоги.

Кто-то уходит в себя, замыкается в мире своих переживаний и фантазий; кто-то становится более агрессивным, вступает в конфликты со своим окружением; кто-то начинает заикаться; у кого-то тревога приобретает форму невротичных навязчивостей (грызение ногтей, обкусывание губ и прочее).

Одним из естественных для детей способов реагирования на повышение тревоги является болезненный ответ тела: «у меня болит живот, голова», начинаются понос или рвота. Думаю, многим из вас, уважаемые родители, это знакомо.

Как помочь своему ребенку?

  • Доверительные разговоры в  стиле «что с тобой сегодня радостного и печального произошло? Что тебя удивило, разочаровало?» С детьми младшего школьного возраста можно  начать практику ведения Дневника настроения: цветом или смайликом обозначать в конце дня свое настроение и значимые переживания в течение дня;
  • Проигрывание тревожных ситуаций: старайтесь не предлагать сюжет своему ребенку, он сам вас через игрурисунокработу с пластилином выведет к тому, что его тревожит;
  • Рассказ о собственных тревогах с акцентом на том, что вам в вашу бытность ребенкомподростком и теперь как взрослому человеку помогает в том, чтобы справиться с излишней тревогой. Также будем помнить, что дети – талантливые и чуткие ретрансляторы нашей взрослой тревоги. Чем тщательнее мы пытаемся скрыть от наших детей какие-то тревожные события или переживания, тем с бОльшей энергией дети будут через свое поведение вызывать спрятанных вами скелетов из шкафов;
  • Работа с психологом, психотерапевтом в тех ситуациях, когда вы видите, что никакие ваши действия не приводят к существенным изменениям в поведении и настроении ребенка.

Когда вам стоит обратиться к деткомуподростковому психологупсихотерапевту за помощью вашему ребенку в преодолении чрезмерной тревожности? Помощь специалиста может потребоваться в ряде ситуаций:

  • если ваш ребенок испытывает трудности, связанные со сном (плохо засыпает или у него прерывистый сон с ночными просыпаниями, например, от кошмаров);
  • слишком рьяно грызет ногтиобкусывает губы;
  •  жалуется на недомогание в типовых ситуациях (перед контрольными, перед школой), у ребенка болит живот, начинается понос или рвота;
  •  сильно боится ряда ситуаций (полет на самолете, нахождение в замкнутом пространстве, чрезмерная застенчивость мешающая общаться с людьми);
  • резко начал заикаться и другие схожие ситуации.

Также, дорогие родители, будем помнить, что тревога зачастую является переживанием, сопровождающим другие психологические и психические проблемы у детей и подростков такие как, например, детскаяподростковая депрессия или кондуктивное расстройство

В ряде случаев важна диагностика в комплексе с другими специалистами: неврологом, логопедом, психиатром, врачом соматического профиля (например, гастроэнтеролога при болях в желудке у ребенка).

   Будем внимательны к себе, друг к другу и к нашим детям, прислушиваться к тому, что происходит в нашей душе и душах наших близких.

Источник: https://www.b17.ru/article/75160/

Терапевт Федосеев