Дисграфия как лечить у детей

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия как лечить у детей

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsAppНа правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Дисграфия у детей: симптомы, профилактика, коррекция

Дисграфия как лечить у детей

16.01.2018

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дисграфия у детей. Вы узнаете, по каким причинам может развиваться данное состояние и, как с этим бороться, что делать, чтобы предотвратить.

Классификация

  1. Акустическая.

    Данная форма развивается при нарушениях с фонематическим слухом:

  • малыш не способен дифференцировать близкие по произношению звуки;
  • так со временем, при письме, в словах будут заменяться буквы, похожие акустически или артикуляционно;
  • карапуз может путать, например, «б» с «п», «ш» с «с», «о» и «у», «р» и «л»;
  • может не смягчать буквы на письме, например, слово «любит» напишет – «лубит».
  1. Моторная. Проявляется в проблемах с работой кисти при написании текстов. Также характерны проблемы с взаимосвязью моторных образов и зрительных. Может развиваться писчий спазм.
  2. Оптическая дисграфия у детей характеризуется несформированными зрительнопространственными функциями. К основным признакам данного состояния относят:
  • малыш неправильно пишет буквы, в частности имеет место зеркальное изображение;
  • ребенок путает визуально схожие буквы;
  • может не дописывать части литер или добавлять к ним лишние кусочки.

Нужно знать, что написание текста слева направо наблюдается при повреждении мозга органического характера у левшей.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Оптическая форма разделяется на:

  • вербальную — трудности при воспроизведении отдельных звуков;
  • литеральную — буквы при написании искажаются, происходит замена визуально похожих, при этом сохраняется нормальное воспроизведение отдельных букв;

Возможные причины

Патологические процессы в организме будущей матери могут влиять на развитие дисграфии у ребенка

  1. Наследственный фактор, который влияет на задержку в развитии определенных функций.
  2. Присутствие функциональных причин, влияющих на дислексию и задержку психоречевого развития, в частности длительное соматическое заболевание.
  3. Недоразвитость или поражение головного мозга, которое могло возникнуть в пренатальном, натальном или постнатальном периоде.

    Факторы, которые к этому приводят:

  • асфиксия;
  • менингит;
  • патологии при вынашивании ребенка;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • инфицирование;
  • серьезное соматическое заболевание, влияющее на истощение нервной системы.
  1. Социально-психологические факторы, а именно:
  • дефицит разговорной речи;
  • неправильная речь окружающих, нечеткая;
  • наличие двух языков в семье;
  • невнимательность взрослых к развитию малыша;
  • преждевременное обучение грамоте, когда еще отсутствует психологическая подготовленность.

Характерные признаки

Если ребенок на письме совершает большое количество ошибок — повод задуматься о дисграфии

О том, что у малыша имеет место дисграфия можно судить при наличии следующих симптомов:

  • неразборчивый почерк;
  • много ошибок при письме;
  • неспособность различать «мягкий знак» и «р»;
  • замена букв, находящихся в сильной фонетической позиции, например, малыш напишет слово «корофкий» вместо «короткий»;
  • под диктовку малыш пишет крайне медленно;
  • теряется одна буква в слове, например, вместо «окно» ребенок напишет «окн».

Диагностика

Специалист проведет необходимые тесты для подтверждения диагноза

У ребенка проверяют:

  • слух;
  • письменное написание букв;
  • развитие устной речи;
  • остроту зрения;
  • проверяют структуру артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики, центральной нервной системы;
  • определяют умение фонематически анализировать речи.

Для подтверждения диагноза будут проводиться следующие тесты:

  • выделение заданного звука в слове;
  • придумывание новых слов;
  • распределение картинок по начальному звуку;
  • особенности разделения слова на слоги;
  • сравнивание по звуковому составу;
  • возможность выявить неправильное произношение, воспроизводимое другим человеком;
  • умение выделять заданный звук из ряда других.

Если малыш не любит это занятие и при анализе рисунка можно обнаружить рваные, прерывистые, дрожащие линии, слабый или сильный нажим карандаша, то, скорее всего, имеет место дисграфия.

Методы лечения

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.

Занимаемся дома

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Меры предосторожности

Занятия для развития моторики — один из способов профилактики дисграфии

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/zdorovye/disgrafiya-u-detej.html

Дисграфия у ребенка: не ругаем, а помогаем

Дисграфия как лечить у детей

auremar/Rusmediabank.ru

Все чаще детям ставят диагноз под названием «дисграфия». И сейчас эта проблема очень актуальна. Что означает этот диагноз, как проявляется и как справиться с этой проблемой? Дисграфия – это нарушение письменной речи. То есть, ребенок испытывает значительные трудности с письмом. Появление этого нарушения связано с тем, что некоторые психические функции у ребенка еще не сформированы. Школьник может знать все правила орфографии, но при этом делать ошибки в написании слов. Проявляется заболевание обычно в младшем школьном возрасте. Чаще всего, во втором классе уже заметны проявления дисграфии. • оптическая – возникает при нарушении зрительного и пространственного анализа. Каждая буква состоит из палочек, овалов и других элементов. Если зрительное восприятие у ребенка нарушено, он не понимает разницы, которая существует между буквами. Естественно, он не может их правильно писать;

• аграмматическая
– эта форма может быть вызвана недоразвитием грамматического строя речи. Дети пишут с ошибками, несмотря на все правила грамматики;

• акустическая – выражается в замене букв на другие, близкие по звучанию. Например, букву «ж» заменяют буквой «з»;

• артикуляторно-акустическая – нарушено произношение звуков, поэтому и слова дети пишут неправильно. В этом случае необходимо уделять внимание произношению;

• моторная – встречается очень часто. Выражается она в следующем: ребенок не дописывает буквы в словах, меняет местами слоги, предлоги пишет слитно, а приставки отдельно.

Симптомы дисграфии разнообразны. Ребенок может:

• пропускать буквы в слове; • не дописывать слова до конца; • путать парные буквы; • переставлять местами слоги; • слитно писать разные слова; • дописывать лишнюю букву; • пропускать слова в предложениях; • не ставить точки в конце предложений; • правильно произносить, но неправильно записывать.

При дисграфии ребенок часто делает одни и те же ошибки, даже зная правила. Это характерная отличительная черта. Кроме того, почерк обычно некрасивый и неразборчивый. Диктанты писать такому ребенку очень трудно, и делает он это медленно. В целом такие дети развиты так же, как и их сверстники. Однако могут быть и другие сопутствующие патологии: слуха, речи, зрения.

Причины появления дисграфии

Почему возникает эта проблема? Есть несколько факторов риска:

• леворукость; • двуязычные семьи; • нарушение памяти и внимания; • перинатальные проблемы;

• раннее изучение иностранного языка;

• наследственная предрасположенность; • травмы и инфекции, которые имели место в раннем возрасте;

• раннее обучение буквам.

Кроме того, на возникновение этого заболевания могут влиять авторитарное воспитание, неврологические проблемы, чрезмерное увлечение компьютером, просмотр программ по телевизору в раннем возрасте. Как изменить ситуацию? Полностью убрать дисграфию вряд ли удастся. Однако если начать лечение в раннем возрасте, можно добиться значительных успехов. Работать надо комплексно: ребенок должен заниматься и у логопеда, и дома. Заниматься надо регулярно – практически каждый день.

Вот упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

• писать короткие диктанты – по нескольку предложений; • подчеркивать в тексте определенную букву, например, только букву «а»; • придумывать слова, которые начинаются на определенную букву; • обводить определенную букву карандашом;

• писать слова, проговаривая все буквы.

Сначала надо прорабатывать одну букву, а когда будут успехи, браться за другую. Потом необходимо прорабатывать парные буквы. То есть, работать с парой. Например, буквы «а-о» или «б-п». В этом случае надо выделять буквы разным цветом (а – красным, о – зеленым). Учтите, что каждой буквой заниматься придется долго – несколько недель или месяцев. Возможно, надо будет возвращаться к ней снова через некоторое время. Необходимо прорабатывать и знаки препинания, в том числе, точки. При дисграфии дети часто сливают предложения. Поэтому потребуется тексты, в которых не выделены предложения. Это задание должен выполнить ребенок: поставить точки и написать предложение с большой буквы. Кроме этих упражнений очень помогает развитие мелкой моторики – лепка, рисование, бисер и другие похожие занятия. Они развивают мозг. Полезно разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Эти интересные и полезные занятия можно найти в детских журналах.

Необходимо настроиться на длительную работу, чаще хвалить ребенка за любые, даже небольшие успехи, меньше ругать за ошибки. Нужно иметь в виду, что ребенок не виноват в возникшей проблеме, ведь это не лень, а нарушение в организме. Следовательно, контролировать ситуацию школьник не может. Поэтому любите своего ребенка таким, какой он есть, и помогайте по мере возможностей.

Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17190

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Дисграфия как лечить у детей

Что такое дисграфия, ее симптомы, способы коррекции и профилактика

Что такое дисграфия

Дисграфией называется частичное расстройство процесса письма, которое связано с тем, что психические функции, которые принимают участие в реализации и контроле письменной речи недостаточно сформированы или разрушены.

Как проявляется дисграфия

Проявляется дисграфия стойкими, типичными и повторяющимися ошибками, которые человек делает при письме. Эти ошибки не исчезают сами по себе, знание правил русского языка не поможет полностью устранить это нарушение, необходимо специальная коррекция.

Как диагностируют дисграфию

Для диагностики дисграфии существует специальная методика, которая предполагает обследование письменной и устной речи, анализ письменных работ.

Как корректируется дисграфия

Для коррекции дисграфии необходимо устранить нарушения, которые возникли при развитии фонематических процессов, а также нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматики и неречевых функций.

Причины дисграфии

Дисграфия обнаруживается примерно у трети детей школьного возраста, впервые, как правило, ее наличие определяют во втором классе. Нарушение процесса письма не возникает само по себе, кроме того эта проблема отражается также на:

  • звукопроизношении;
  • лексико-грамматической стороне речи;
  • фонематическом восприятии;
  • связности речи.

Нередко дислексия возникает на фоне дизартрии, дислалии, афазии, алалии, задержке психического развития, родовых травм. Нарушение письменной речи также может возникнуть в результате поражения головного мозга во время беременности и родов.

В целом к причинам появления дисграфии можно отнести множество факторов, которые влияют на ребенка с момента зачатия и на протяжении всей его жизни.

Профилактика дисграфии

Из вышесказанного следует, что профилактикой дисграфии следует заниматься с самого рождения ребенка. В первую очередь малыш всегда должен слышать правильную речь. Взрослые, общаясь с ребенком, должны произносить слова четко, не искажая их.

Кто может помочь ребенку с дисграфией

Коррекцию дисграфии проводит логопед, иными методами преодолеть данное нарушение практически невозможно.

Кто в группе риска

Если ваш ребенок готовится к школе или уже пошел в первый класс, проверьте, не относится ли он к группе риска:

  • у левшей дисграфия развивается намного чаще, чем у правшей;
  • у переученных левшей дисграфия развивается практически всегда;
  • в семьях, где общаются на нескольких язык, риск возникновения дисграфии у детей в разы выше;
  • дисграфия часто возникает у детей, которых слишком рано начали учить грамоте или слишком рано отправили в школу;
  • дисграфия частый спутник нарушений, связанных с вниманием и памятью;
  • если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением и он занимается с логопедом, вероятность возникновения дисграфии очень высокая.

Артикуляторно-акустическая

Возникает чаще у детей с нарушенным звукопроизношением. Во время письма при таком виде расстройства ребенок фиксирует в письменной речи свои речевые ошибки. При такой форме расстройства логопед в первую очередь занимается исправлением звукопроизношения.

Акустическая

В этом случае при письме ребенок заменяет правильные буквы на те, которые соответствуют близким им звукам. Например, вместо буквы П он может писать букву Б и наоборот. При таком виде расстройства, как правило проблем в звукопроизношении не наблюдается.

Аграмматическая

Эта форма дислексии вызвана недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме расстройства учащийся допускает постоянные ошибки, несмотря на то, что прекрасно знает все правила русского языка. Основные признаки данной формы дисграфии начинают проявляться не раньше третьего класса.

Оптическая

Данная форма расстройства вызвана нарушениями в процессе пространственного и зрительного анализа. В этом случае ребенок просто не понимает различия между буквами и их элементами, поэтому не в состоянии писать правильно.

Моторная

Эта форма дисграфии возникает в результате нарушения языкового синтеза и анализа. Является самой частой формой дисграфии.

Выражается она проявлением специфических ошибок: пропуск букв или целых слогов; недописывании букв; переставление слогов и букв в слове; добавление лишних букв; повторение в слове букв или слогов; соединение в одно слово разных слов; написанием приставок раздельно, а предлогов слитно.

Дизорфография – одна из разновидностей дисграфии

Люди, страдающие дизорфографией не в состоянии освоить элементарные правила орфографии, несмотря на то, что могут знать их наизусть. Это нарушение не позволяет определить орфограмм, особенно если они содержат безударные гласные или находятся в окончаниях слов. Также при дизорфографии возникают трудности с овладением правилами синтаксиса и пунктуации.

Что делать, если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Также следует пройти обследование у лора, окулиста, невролога и психолога.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ac54054bf161a5f926a729/59e7077857906abf1f8d62a8

Лечение дисграфии

Дисграфия как лечить у детей

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество.

Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится.

Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии – что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме – это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить.

     Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.

  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С».

    Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет.

Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

Советы родителям детей, страдающих дисграфией

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки.

    Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.

  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев).

Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать.

Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста! Куда можно обратиться в Беларуси, чтобы исправить дисграфию? Сыну 8 лет. (1)

Татьяна   18 января 2020 года

Ответить Я подозреваю, что у моей дочки дисграфия. Как можно выявить? (3)

Марина   24 сентября 2018 года

Ответить Здравствуйте! Моему внуку исполнится в июле 12 лет. У него дислалия и дисграфия. Что он пишет вообще не понять. С каждым годом почерк ухудшается, ошибки делает даже там, где их сделать невозможно…. (2)

Нелли   30 июня 2018 года

Ответить Здравствуйте. Моему сыну 10 лет. Закончили 3 класс с 3 по русскому языку. Учитель не может понять, почему у него не получается вытянуть этот предмет на хорошую оценку. Материал он усваивает на… (1)

Наталья   2 июня 2018 года

Ответить Я – учитель английского я зыка. У меня в группе есть блестящая девочка. Мысли свои она излагает граммотно и они отличаются от примитивных мыслей ее сверстников. Но, когда дело доходит до письменной… (1)

Наталья   18 ноября 2015 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/disgrafiya/lechenie-disgrafii.html

Как лечить дисграфию у детей

Дисграфия как лечить у детей

Как помочь ребенку с дисграфией и как избавиться от дисграфии у ребенка? В данной статье мы постараемся дать исчерпывающий ответ на столь актуальные для многих вопросы.

Дисграфия — достаточно распространенное на сегодняшний день заболевание, выражающееся определенными нарушениями при освоении письменной речи.

Зачастую родители даже не подозревают о наличии данного заболевания у ребенка, полагая, что допускаемые им грамматические ошибки связаны с невнимательностью и нежеланием учиться.

Появление дисграфии обуславливается недостаточной сформированностью определенных психических функций.

Дисграфия у учащихся младших классов выражается в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок, когда дети допускают фонетические ошибки и ошибки записи звуков при написании слов.

Вместо «г» они пишут «к», вместо «ч» — «щ», некорректно формируют слоги, приписывают лишние буквы и допускают пропуск нужных, пишут несколько отдельных слов слитно.

Проблема никоим образом не связана с незнанием правил орфографии, однако с легкостью можно так подумать.

На наличие проблем при освоении письменной речи также указывает почерк — неразборчивый, неровный.

В процессе написания текста ребенком прилагается много усилий, но написание при этом происходит крайне медленно.

В свою очередь, обучение в классе с детьми, имеющими обычный темп развития письменной речи, может спровоцировать неуверенность в себе из-за допускаемых ошибок, медлительности, недовольства преподавателя.

Как помочь ребенку с дисграфией?

К сожалению, столь серьезная проблема редко «приходит одна», проявляясь вместе с дислексией, проблемами при чтении, речи и другими нарушениями. Так, устная речь такого ребенка осложнена невозможностью построения длинных предложений, из-за чего он предпочитает хранить молчание или говорить как можно более кратко, и оказывается лишен полноценного общения с окружающими.

Причинами дисграфии могут являться родовые травмы, инфекции и генетика, и даже неправильное воспитание. По сути, ребенок, которому поставлен диагноз «дисграфия», не в состоянии писать без ошибок вследствие нарушений работы речевого, слухового и зрительного, двигательного анализаторов, а обработка входящей информации осуществляется с большим трудом.

В данном случае необходима всесторонняя поддержка и терпение — как со стороны учителей и родителей, так и сверстников. Однако при этом важно принять во внимание, что особенности данного нарушения и его значимость для последующей жизни ребенка не допускают непрофессионального вмешательства — коррекция дисграфии у детей должна осуществляться специалистами высокой квалификационной категории.

Дисграфия детей: коррекция и диагностика

Ответом на вопрос «как лечить дисграфию у детей» является множество эффективных упражнений, а также методы коррекции дисграфии, разработанные ведущими специалистами в области нейропсихологии.

Первым этапом оказания помощи является диагностика заболевания, которая проводится, как правило, в несколько этапов.

Они включают в себя изучение школьных тетрадей и остальных письменных работ ребенка, его речевых навыков и уровня их развития, состояние слуха, зрения и центральной нервной системы. По результатам полученных данных осуществляется обследование нижеследующих показателей:

  • моторика;
  • артикуляционный аппарат;
  • установление ведущей руки;
  • фонематический синтаксис и анализ;
  • произношение звуков;
  • слуховая дифференциация звуков;
  • широта словарного запаса;
  • структурирование слов по слогам;
  • грамматический речевой строй.

При определенных усилиях и разработанной в индивидуальном порядке программе коррекционно-развивающего обучения дисграфия, наряду с сопутствующими нарушениями письма, речи и чтения, может быть полностью преодолена.

Естественно, коррекция потребует месяцы, а в некоторых случаях и годы систематических занятий.

Однако приложенные усилия будут вознаграждены: ребенок сможет осваивать школьную программу наряду со сверстниками и добиваться при этом высоких результатов.

Если вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как лечить дисграфию у детей или ищете возможность, как помочь ребенку с дисграфией, обращайтесь к специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Здесь каждого ребенка ждет индивидуальный подход, высокий профессионализм, а также благоприятный климат для формирования основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего развития!

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/kak-lechit-disgrafiyu-detey/

Дисграфия: учить или лечить?

Дисграфия как лечить у детей

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом? Советы дает опытный специалист.

Виктория Бунина

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие.

Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте.

Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения.

Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом.

Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Иллюстрации М. Ивановой

Журнал «Виноград», № 5 (67), сентябрь-октябрь 2015

Источник: https://www.pravmir.ru/disgrafiya-uchit-ili-lechit/

Терапевт Федосеев